Иногда споры между контрагентами могут возникнуть не только в рамках текущего договора, но и в ходе переговоров перед заключением сделки.
Например, компании «А» нужно заключит договор с контрагентом. Допустим, что контрагент монополист и изначально занимает более сильную позицию. Типовые условия договора компании «А» не выгодны, и нужно добиться заключения договора на тех условиях, которые будут приемлемы.
Ситуация сложная, и простыми переговорами здесь не обойтись. Но шансы урегулировать преддоговорные споры есть, если направить оферту со своими условиями.
Сегодня в статье рассказываю, какие есть способы разрешения преддоговорных споров, когда это возможно, и можно ли оспорить преддоговорные обязательства в суде.
Далеко не всегда сторонам удается договориться об условиях договора, отсюда возникают споры, которые решаются в досудебном или судебном порядке
С 2015 года Гражданский кодекс регулирует преддоговорные отношения. Им посвящена статья 434.1, согласно которой контрагенты должны действовать добросовестно в рамках переговоров о заключении сделки. Недобросовестное поведение одной из сторон можно оспорить и принудить к обязательному подписанию договора.
Переговоры между предпринимателями регулирует и статьи 445-446 Гражданского кодекса, согласно которым преддоговорной спор может возникнуть, если:
В таком случае участники переговорного процесса могут обратиться с иском в суд и побудить одного из них заключить договор в обязательном порядке на определенных условиях. Можно подать иск о содержании будущего договора.
У недобросовестного поведения контрагента есть критерии.
За срыв переговоров пострадавший участник вправе подать на виновника в суд, который может обязать выплатить убытки. При этом к убыткам суды относят и потерю возможности заключить сделку с третьими лицами.
Подобное ограничение ответственности недобросовестного контрагента возможно также в случае заключения отдельного соглашения.
Преддоговорные споры особенно актуальны для контрактов в сфере закупок с местными органами власти и другими госорганами. Они получили свое распространение и в ходе применения закона о закупках товаров, работ или услуг отдельными компаниями.
Гражданским законодательством предусмотрено три варианта урегулирования преддоговорных споров:
Затем уже в государственном, привычном суде можно будет получить исполнительный лист по решению третейского суда. Что важно, обжаловать решение такого суда нельзя. Кроме того, обращение в третейский суд платное, он работает на коммерческой основе, поскольку стоит в стороне от государственной судебной системы.
Третейский суд рассматривает дело быстрее обычного, стороны могут выбрать конкретного арбитра исходя из его навыков.
2. Подача досудебной претензии, если стороны нацелены на мирное разрешение конфликта, но не готовы включить в него независимого медиатора.
Это жалоба на действия несогласного на текущие условия участника сделки, которая обязывает его все-таки заключить договор в течение конкретного срока.
Если в законе или договоре установлен досудебный претензионный порядок, то жалоба подается в любом случае (например, такой вариант обязателен для денежных споров и указывается в Арбитражном процессуальном кодексе). Но можно выбрать добровольную претензию.
Такой документ позволит доказать суду, что стороны действительно пытались снизить возникшие разногласия.
3. Обращение в суд с иском, в котором истец просит суд обязать заключить договор контрагента. При этом такое право есть только у того участника, с кем изначально шли переговоры по сделке. Исковое заявление нужно подавать в письменном виде, можно сделать это электронным способом через систему «Мой арбитр».
Если в предварительном договоре не указан конкретный суд, то заявление подается по месту постоянного нахождения ответчика. Рекомендую рассчитать конкретные требования по стоимости и указать, что сторонами сделано все возможное для мирного урегулирования конфликта. В заявлении должна быть часть с требованиями истца, которые должен выполнить ответчик, если в суде дело будет рассмотрено с положительным результатом. Крайне желательно подтвердить свои доводы письменными доказательствами – можно заверить переписку у нотариуса, приложить досудебную претензию, платежные квитанции, сам договор и приложения к нему.
Для предотвращения преддоговорного конфликта рекомендую участникам сделки выбрать один из вариантов.
Обязательное заключение договора возможно только в том случае, если одной из сторон направлена оферта (то есть предложение его подписать).
Предлагать заключение договора можно устным или письменным способом (подойдет даже сообщение в чате).
Оферта – идеальный вариант, если у вас свой сайт и вы продаете товары или оказываете услуги/выполняете работы через него. В таком случае нужно грамотно составить документ о предложении потребителю своих условий. Клиент примет его, когда будет заказывать у вас товар/услугу/работу либо же в момент оплаты заказа. Тогда оферта переходит в статус заключенного договора.
Важно! Оферту рекомендую разместить на отдельной странице, иначе суд посчитает в качестве оферты страницу сайта с предложением услуги или товара.
Вариант с офертой подходит предпринимателям, которые предлагают свою продукцию или услуги всем клиентам и условия для них одинаковые. Например, продаете хэнд-мейд товары или занимаетесь уборкой помещений. Тогда каждый пользователь услуг получает одинаковую стоимость услуги или товара, оформление заказа и доставку.
Пропишите в оферте указание на заключение договора, его существенные условия.
Есть ряд пунктов, которые предпринимателю нужно включить при размещении оферты на сайт.
Важно! Сайт - это оферта, поэтому клиент получает ровно то, что там указано. Если клиент там найдет другой товар/услугу, то он идет с иском в суд, где будут на его стороне.
Оферта – документ, по которому клиент понимает, что предприниматель соблюдает российские законы. Поэтому в оферте расскажите о предложении и условиях сделки.
Суды полагают, что проект договора направляется контрагенту единым документом и он подписывается исходящей стороной.
Но иногда в суд приходят только с перепиской между сторонами, чтобы в итоге истец выиграл дело и обязал контрагента подписать соглашение. Также суды учитывают характер сложившихся отношений между сторонами.
Наличие переписки может быть основанием для принятия решения в пользу одной из сторон
Кроме того, в законодательстве не определен срок на обращение с исковым заявлением в суд, поэтому считаю, что тут применимо правило о трехлетней исковой давности.
В среднем преддоговорные споры суды рассматривают до двух месяцев, за исключением мирового судьи – там максимум на разрешение конфликта между контрагентами дается один месяц. Но арбитражный суд ведет разбирательство и дольше, особенно с мотивированном решением судьи: Арбитражный процессуальный кодекс дает на дело шесть месяцев. Сюда не включаются сроки приостановки или откладывания судебного процесса, но судьи учитывают разумные сроки разбирательства.
В суде заключают и мировое соглашение, а если стороны от него откажутся – то скорее иск будет рассмотрен в пользу одной из них.
Соблюдение вашей конфиденциальности важно для нас.
По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним вашу информацию.
Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним. От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.
Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления вам рекомендаций относительно наших услуг.
Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Мы не раскрываем полученную от вас информацию третьим лицам.
В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию.
Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.
Комментарии (0)