map-marker г. Москва
ул. Петровка, д. 17, строение 4, 1 подъезд, офис 52
Режим работы
с 10:00 до 19:00
Содержание:
Преддоговорные споры виды и способы урегулирования

Преддоговорные споры виды и способы урегулирования

Дата публикации: 07.04.2021
Последнее изменение: 01.07.2021

Иногда споры между контрагентами могут возникнуть не только в рамках текущего договора, но и в ходе переговоров перед заключением сделки.

Например, компании «А» нужно заключит договор с контрагентом. Допустим, что контрагент монополист и изначально занимает более сильную позицию. Типовые условия договора компании «А» не выгодны, и нужно добиться заключения договора на тех условиях, которые будут приемлемы.

Ситуация сложная, и простыми переговорами здесь не обойтись. Но шансы урегулировать преддоговорные споры есть, если направить оферту со своими условиями.

Сегодня в статье рассказываю, какие есть способы разрешения преддоговорных споров, когда это возможно, и можно ли оспорить преддоговорные обязательства в суде.

4.6.jpg

Далеко не всегда сторонам удается договориться об условиях договора, отсюда возникают споры, которые решаются в досудебном или судебном порядке

Понятие преддоговорных споров

С 2015 года Гражданский кодекс регулирует преддоговорные отношения. Им посвящена статья 434.1, согласно которой контрагенты должны действовать добросовестно в рамках переговоров о заключении сделки. Недобросовестное поведение одной из сторон можно оспорить и принудить к обязательному подписанию договора.

Переговоры между предпринимателями регулирует и статьи 445-446 Гражданского кодекса, согласно которым преддоговорной спор может возникнуть, если:

  • есть разногласия по условиям заключаемой сделки;
  • вторая сторона вообще отказывается подписывать договор на текущих условиях.

В таком случае участники переговорного процесса могут обратиться с иском в суд и побудить одного из них заключить договор в обязательном порядке на определенных условиях. Можно подать иск о содержании будущего договора.

Основания возникновения преддоговорных споров

У недобросовестного поведения контрагента есть критерии.

  1. Другой стороне по сделке вовремя не передали нужные для заключения договора документы, либо информация по сделке у участников неполная. Или же одна из сторон умалчивает об обстоятельствах, о которых в силу характера самой сделки должен знать контрагент.
  2. Переговоры внезапно прекращаются, и вторая сторона этого никак не ждет.

За срыв переговоров пострадавший участник вправе подать на виновника в суд, который может обязать выплатить убытки. При этом к убыткам суды относят и потерю возможности заключить сделку с третьими лицами.

Подобное ограничение ответственности недобросовестного контрагента возможно также в случае заключения отдельного соглашения.

Преддоговорные споры особенно актуальны для контрактов в сфере закупок с местными органами власти и другими госорганами. Они получили свое распространение и в ходе применения закона о закупках товаров, работ или услуг отдельными компаниями.

Порядок урегулирования преддоговорных споров

Гражданским законодательством предусмотрено три варианта урегулирования преддоговорных споров:

  1. Медиация, которую регулирует закон о медиации № 193-ФЗ. Участники переговоров могут пригласить независимого медиатора для разрешения возникшего конфликта и заключения договора на взаимовыгодных условиях. Медиатор анализирует спор между переговорщиками и предлагает варианты решения, например, обращение в третейский суд. Это независимый суд, который рассмотрит конфликт между участниками будущей сделки конфиденциально. В этом суде рассматривают только договорные и преддоговорные споры, никакой иной нагрузки на судей в виде административных разбирательств и споров с налоговым органом нет.

Затем уже в государственном, привычном суде можно будет получить исполнительный лист по решению третейского суда. Что важно, обжаловать решение такого суда нельзя. Кроме того, обращение в третейский суд платное, он работает на коммерческой основе, поскольку стоит в стороне от государственной судебной системы.

Третейский суд рассматривает дело быстрее обычного, стороны могут выбрать конкретного арбитра исходя из его навыков.

       2. Подача досудебной претензии, если стороны нацелены на мирное разрешение конфликта, но не готовы включить в него независимого медиатора.

Это жалоба на действия несогласного на текущие условия участника сделки, которая обязывает его все-таки заключить договор в течение конкретного срока.

Если в законе или договоре установлен досудебный претензионный порядок, то жалоба подается в любом случае (например, такой вариант обязателен для денежных споров и указывается в Арбитражном процессуальном кодексе). Но можно выбрать добровольную претензию.

Такой документ позволит доказать суду, что стороны действительно пытались снизить возникшие разногласия.

      3. Обращение в суд с иском, в котором истец просит суд обязать заключить договор контрагента. При этом такое право есть только у того участника, с кем изначально шли переговоры по сделке. Исковое заявление нужно подавать в письменном виде, можно сделать это электронным способом через систему «Мой арбитр».

Если в предварительном договоре не указан конкретный суд, то заявление подается по месту постоянного нахождения ответчика. Рекомендую рассчитать конкретные требования по стоимости и указать, что сторонами сделано все возможное для мирного урегулирования конфликта. В заявлении должна быть часть с требованиями истца, которые должен выполнить ответчик, если в суде дело будет рассмотрено с положительным результатом. Крайне желательно подтвердить свои доводы письменными доказательствами – можно заверить переписку у нотариуса, приложить досудебную претензию, платежные квитанции, сам договор и приложения к нему.

Для предотвращения преддоговорного конфликта рекомендую участникам сделки выбрать один из вариантов.

  • Соглашение о намерениях – если есть все существенные условия для будущей сделки, то суд расценит как предварительный договор и обяжет участников его подписать. Такое соглашение обычно не связывает стороны сделки обязательствами, в нем выражается желание контрагентов о дальнейшем сотрудничестве.
  • Гарантийное письмо – этот документ распространен при оформлении отношений с арендодателем и аренде офиса для еще не зарегистрированной фирмы. Его охотно принимает регистрирующий орган и делает регистрацию в ЕГРЮЛ на данный адрес. Иногда гарантийное письмо выступает в качестве оферты, особенно если содержит все признаки товара и его ассортимент, доступный к заказу. Стороны указывают конкретное обязательство, выполнение которого они гарантируют в будущем, и условия его исполнения. Дополнительно пропишите правовые последствия для сторон сделки, если те согласятся выполнить условия данного документа и будущего договора.

Если у вас похожая проблема, позвоните,
и я скажу вам, что можно предпринять уже сейчас

Позвонить * Первичная консультация носит характер обзорной
и не содержит четких инструкций

Процедура обязательного подписания договора

Обязательное заключение договора возможно только в том случае, если одной из сторон направлена оферта (то есть предложение его подписать).

Предлагать заключение договора можно устным или письменным способом (подойдет даже сообщение в чате).

Оферта – идеальный вариант, если у вас свой сайт и вы продаете товары или оказываете услуги/выполняете работы через него. В таком случае нужно грамотно составить документ о предложении потребителю своих условий. Клиент примет его, когда будет заказывать у вас товар/услугу/работу либо же в момент оплаты заказа. Тогда оферта переходит в статус заключенного договора.

Важно! Оферту рекомендую разместить на отдельной странице, иначе суд посчитает в качестве оферты страницу сайта с предложением услуги или товара.

Вариант с офертой подходит предпринимателям, которые предлагают свою продукцию или услуги всем клиентам и условия для них одинаковые. Например, продаете хэнд-мейд товары или занимаетесь уборкой помещений. Тогда каждый пользователь услуг получает одинаковую стоимость услуги или товара, оформление заказа и доставку.

Пропишите в оферте указание на заключение договора, его существенные условия.

Есть ряд пунктов, которые предпринимателю нужно включить при размещении оферты на сайт.

  • Точно сформулируйте описание продаваемого товара или услуги либо работы, иначе ожидания клиента могут не совпадать с реальностью. Рекомендую указать, какого качества будет продукция и весь процесс оказания услуги либо получения товара.
  • Сделайте перечень заказываемых услуг или комплект товара, которые рассчитывает получить клиент при оформлении заказа. Если клиент недосчитается товара или услуги, а в оферте этого не будет, то суд будет на его стороне и предпринимателю не получится доказать факт оказания полного перечня заказанных услуг.
  • Укажите действие клиента, которое он принимает в качестве договора. Без него он не обязан покупать товар либо заказывать услугу или выполнение работ.
  • Пропишите цену продукции или услуги, иначе она не станет полноценным договором. А если цена будет отличаться после доставки, то укажите срок или километраж, после которого она изменится.
  • Укажите способ оплаты и доставки, а также опишите проблемы, которые компания или ИП решают при обращении потребителя, уже оплатившего и получившего свой заказ. Обязательно укажите досудебный порядок урегулирования споров, если владелец сайта игнорирует обращения в течение 30 дней – клиент идет в суд.
  • Если собираете и храните данные с сайта, об этом тоже укажите в оферте.

Важно! Сайт - это оферта, поэтому клиент получает ровно то, что там указано. Если клиент там найдет другой товар/услугу, то он идет с иском в суд, где будут на его стороне.

Оферта – документ, по которому клиент понимает, что предприниматель соблюдает российские законы. Поэтому в оферте расскажите о предложении и условиях сделки.

Разрешение преддоговорных споров в судебной инстанции

Суды полагают, что проект договора направляется контрагенту единым документом и он подписывается исходящей стороной.

Но иногда в суд приходят только с перепиской между сторонами, чтобы в итоге истец выиграл дело и обязал контрагента подписать соглашение. Также суды учитывают характер сложившихся отношений между сторонами.

4.7.jpg

Наличие переписки может быть основанием для принятия решения в пользу одной из сторон

Кроме того, в законодательстве не определен срок на обращение с исковым заявлением в суд, поэтому считаю, что тут применимо правило о трехлетней исковой давности.

В среднем преддоговорные споры суды рассматривают до двух месяцев, за исключением мирового судьи – там максимум на разрешение конфликта между контрагентами дается один месяц. Но арбитражный суд ведет разбирательство и дольше, особенно с мотивированном решением судьи: Арбитражный процессуальный кодекс дает на дело шесть месяцев. Сюда не включаются сроки приостановки или откладывания судебного процесса, но судьи учитывают разумные сроки разбирательства.

В суде заключают и мировое соглашение, а если стороны от него откажутся – то скорее иск будет рассмотрен в пользу одной из них.


0

Ответы на частые вопросы

Зачем проводят преддоговорные споры?
Преддоговорный спор может возникнуть, если:
а) есть разногласия по условиям заключаемой сделки;
б) вторая сторона вообще отказывается подписывать договор на текущих условиях.
Как решить преддоговорные споры?
Преддоговорные споры могут быть решены тремя способами: Медиация (переговоры), подача досудебной претензии, обращение в суд с иском.

Комментарии (0)

Добавить комментарий
Новый коммментарий
Я согласен на обработку персональных данных
Я согласен на обработку персональных данных

Есть вопросы - задайте их мне!

Отправьте заявку и получите первичную консультацию адвоката по экономическим делам по вашему вопросу