Всевозможные махинации с налогами преследуются законом. В нашей стране налоговый контроль достаточно жесткий. Это связано как с обилием фирм-однодневок, открытых для отмывания денег, так и с необходимостью пополнять бюджет всё большими суммами. Но что делать, если вы ведете бизнес честно и в какой-то момент вас вызывают в налоговую, подозревая нарушения? Часто подобные ситуации связаны с налоговыми разрывами, и чтобы вернуть недостающие суммы в бюджет, предпринимателя вызывают на допрос. По каким причинам так происходит, и что делать в данной ситуации, расскажу в этой статье.
Что вообще такое — налоговый разрыв? Если простыми словами, то это разница между суммой, которую нужно заплатить и фактически внесенными деньгами. Одно из частых нарушений — это налоговый разрыв по НДС. Данный факт выявляется во время проверки деклараций после отчетного периода автоматически при помощи программы АСК НДС-2. Цель таких проверок проста и понятна — выявить недобросовестных налогоплательщиков.
Налоговый разрыв по НДС может возникать в следующих случаях:
Подобные явления называют простыми разрывами, они могут возникать в случае умышленного ухода от налогов, а также из-за технических ошибок у компаний с хорошей репутацией.
В простом случае разрыва взаимодействие происходит только между поставщиком и покупателем. А если сделка совершается с участием двух, трех и более субъектов? Когда выстраивается целая цепочка, и на одном из этапов выявляются расхождения по НДС, это называется сложным разрывом. В такой ситуации нужно проводить проверку по каждому этапу из всей цепочки и выявлять, где именно возникла ошибка и какой контрагент здесь оказался недобросовестным.
Допустим, есть продавец, посредник и покупатель. Между продавцом и посредником проводилась сделка, посредник приобрел товар. Затем посредник продал товар конечному покупателю. Когда покупатель заявил сумму к вычету, возникли расхождения. В ходе проверки выявили, что нарушение произошло на самом первом этапе. Продавец являлся фирмой-однодневкой, не предоставившей отчетность.
Существуют и более сложные схемы, где появляется много фирм-посредников. Например, одна фирма сдает корректную отчетность, 2-я и 3-я допускает нарушения. В сложных схемах под прицел попадает компания, которая получает от этого выгоду, ее выявляют и доначисляют налог.
Для выяснения, чьи действия в представленной схеме неправомерны, а чьи нарушают закон, может быть назначена выездная проверка, но для начала подозреваемого вызовут на допрос.
В случае обнаружения расхождений, налоговые инспекторы будут просить пояснения. И если пояснения не удовлетворят требования и нужная сумма не будет уплачена, могут последовать разбирательства.
Расхождения могут возникать по разным причинам: вследствие ухода от налогов, по причине неграмотности предпринимателей, из-за случайных ошибок, отсутствия возможности заплатить.
При выявлении расхождений налогоплательщику направляется требование, где указано, в чем заключается несовпадение. Получив такое требование, предприниматель должен сразу же отреагировать.
Этих действий достаточно для устранения расхождений, которые были допущены по ошибке, конечно, если предприниматель согласен с тем, как посчитана сумма налога.
Но, не всегда это требование нужно тотчас же удовлетворять, поскольку оно может быть вынесено неправомерно. Если вопрос не удалось решить на этом этапе, предпринимателя вызывают в налоговую для дачи пояснений.
Подвох состоит в том, что подобные вызовы в налоговую проводятся не с целью реально выяснить положение дел. Вызов на допрос — это, по сути, предложение добровольно доплатить налог, иначе за этим последуют выездные проверки.
Что самое интересное, любые комиссии и допросы не регламентируются налоговым кодексом, при этом такой контроль успешно практикуется уже много лет. Вызов для дачи пояснений означает, что налоговики уже заинтересовались вашей компанией и проводят предпроверочный анализ. То есть, налоговой уже ясно, что есть какие-то нарушения, но проверку проводить пока нецелесообразно.
Вызов можно проигнорировать. В таком случае вы заплатите небольшой штраф, но интерес налоговой никуда не пропадет, и даже наоборот, возрастет. Поэтому, лучше всего подготовиться и посетить ИФНС.
Вызов на допрос осуществляется только по повестке. Если вас пригласили по телефону или по электронной почте, вы имеете полное право никуда не идти. В повестке должна быть указана цель вызова. По возможности лучше заранее созвониться с инспектором, чтобы выяснить, что именно интересует: какие сделки, какие контрагенты кажутся подозрительными.
После получения повестки подготовьте необходимые документы, чтобы ответы на вопросы были подкреплены доказательствами.
В первую очередь, «на ковер» вызывают директора и главного бухгалтера компании. Кроме руководства могут пригласить и других сотрудников, в том числе тех, которые когда-то работали в компании.
На допрос допускается любой сотрудник компании по доверенности. Если в штате есть юрист, то лучше отправить именно его. Налоговикам будет сложнее запугать грамотного специалиста, который может привести все необходимые аргументы в пользу компании.
Если разбирательство возникает по поводу больших сумм, дело действительно сложное, а юриста в штате компании нет, обратитесь за помощью к адвокату.
Важно дать понять инспекции, что вам скрывать нечего и вы готовы идти на контакт.
Налоговая вызывает всех, кого заподозрила в недостаточной уплате налогов. С одной стороны, преждевременно волноваться сильно не стоит. Это может быть всего лишь конвейер для пополнения бюджета. И такие вызовы происходят с довольно частой периодичностью. Но с другой стороны, если вы знаете, что у в вашей деятельности есть недочеты или речь идет о слишком больших суммах, вызов из налоговой может стать серьезным звоночком.
Если вас вызвали, можно действовать по двум вариантам.
Проанализируйте, какие сделки могли стать причиной вызова на допрос и подготовьте необходимые документы. Проконсультируйтесь с юристом, чтобы понять реальные риски и перспективы в тех и других вариантах. Очень даже может быть, что контрагенты чисты, сделки реальны, поэтому просто так отдавать деньги в бюджет раньше времени не стоит.
Даже если вы ничего не нарушали, по вопросам налоговой можно понять, где у вашей компании слабые места и как можно скорее устранить там недочеты.
Здесь я расскажу, что говорить, а что не говорить в налоговой во время дачи пояснений. Если подобная процедура намечается впервые, лучше обратиться к адвокату.
Представители налоговых органов могут задавать каверзные и «неудобные» вопросы, с целью сбить с толку предпринимателя.
Во время беседы составляется протокол, в конце вам предложат его подписать. Обязательно проверьте протокол, если в нем есть неточности, настаивайте на исправлениях. Копию протокола с подписью налоговика обязательно заберите себе.
Подводя итог всему вышесказанному, приведу краткие рекомендации, как себя вести на этапе вызова в ИФНС и на этапе допроса.
Нечеткие формулировки в протоколе могут интерпретироваться налоговыми органами в свою пользу.
Как я уже говорил выше, если вас вызвали в налоговую, есть два варианта решения вопроса:
Давайте теперь проанализируем, в каких ситуациях как лучше поступить.
Во-первых, проанализируйте, что собой представляет контрагент первого звена и насколько он надежен. Это может быть, как реальный поставщик, так и быть фирма-однодневка, созданная для уклонения от налогов. Даже ведя бизнес по-честному, вы могли не предусмотреть надежность поставщика.
Во-вторых, какую сумму составил разрыв? Одна ситуация, когда это 50 000 рублей, и совершенно другая, когда это — 5 млн. Если сумма большая, велика вероятность, что налоговая в скором времени организует выездную проверку и возьмется за вас серьезно. В таких случаях для защиты потребуется куда более тщательная подготовка.
В-третьих, насколько вы готовы доказывать правоту, если проверки всё-таки последуют? Не было ли у вас контрактов с фирмами-однодневками? Все ли контрагенты юридически чисты? Хватит ли доказательств, чтобы налоговая больше не предъявляла претензий?
На практике было много случаев, когда претензии появляются на пустом месте. Достаточно разговора с директором, бухгалтером компании и налоговая вас больше не трогает. Но есть много случаев, когда при всей кажущейся добросовестности, компании проводили сделки с так называемыми «техническими» фирмами и претензии налоговой были обоснованы.
На сегодняшний день государство отнюдь не на стороне налогоплательщиков. Положительные решения налоговой, которые подтверждают реальность сделок, принимаются редко.
Если вы уверены в своей правоте, идите до конца и не опускайте руки. Справиться с ситуацией будет легче, если вы обратитесь за помощью к адвокату, причем сделать это желательно еще на этапе, когда только-только поступило требование. Адвокат поможет понять, насколько правомерны были действия налоговой изначально.
Если требование явиться для дачи показаний было правомерным, рекомендуется выстроить правильную модель поведения на допросе и подготовить документы. Поддержка юриста в данной ситуации поможет избежать дальнейших проверок и приведет к благоприятному решению вопроса.
Если же по результатам допроса и проверок, вынесено решение, с которым налогоплательщик не согласен, это решение можно обжаловать. Вначале жалоба подается в УФНС, а потом в суд. К апелляции необходимо приложить документы, которые доказывают невиновность предпринимателя. Если в управлении жалобу не удовлетворили, документы передаются в суд.
Во время судебных заседаний налоговики зачастую приводят аргументы, выдвигаемые не в пользу налогоплательщика:
В подобных ситуациях могут фигурировать огромные суммы, и для того, чтобы отстоять правоту, требуется помощь специалиста. В одиночку с давлением налоговых органов и суда справиться не так-то просто.
Помощь адвоката заключается в поддержке на всех этапах — от получения повестки до представительства в суде. Если вас обвиняют в уклонении от налогов, вызывают в ИФНС или собираются проводить проверку, запишитесь на консультацию. Возможно действия инспекторов неправомерны, а возможно, нужно будет принять ряд мер, чтобы ваша компания, деньги и репутация не пострадали.
Соблюдение вашей конфиденциальности важно для нас.
По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним вашу информацию.
Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним. От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.
Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления вам рекомендаций относительно наших услуг.
Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Мы не раскрываем полученную от вас информацию третьим лицам.
В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию.
Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.
Комментарии (0)