Можно ли считать заключение договора гарантией того, что сотрудничество будет идеальным? К сожалению, далеко не всегда. Каким бы подробным не был договор, между сторонами часто возникают споры по поводу исполнения или неисполнения взятых на себя обязательств.
Исковое заявление по уже заключенному договору подается в арбитражный суд. Сегодня в статье я расскажу нюансы договорных споров и расскажу, что нужно сделать предпринимателю для пресечения разногласий с контрагентом или партнером по бизнесу.
Договорные споры – это разногласия между контрагентами по поводу условий, изменений и расторжений уже текущих соглашений и контрактов. По общим правилам изменить условия действующего договора можно, если стороны об этом договорились и никаких претензий друг к другу нет.
Одностороннему изменению договора посвящена статья 450 Гражданского кодекса РФ. Она разрешает изменить условия сделки одному из ее участников, но только через подачу искового заявления в суд.
Иск подается, если:
Если у сторон появились новые обстоятельства, которые позволяют исполнить договор либо расторгнуть его, то стороны заключают дополнительное соглашение (например, в случае форс-мажора через такой документ продлевается аренда помещения) либо расторгают его через суд.
Чаще всего договорные споры возникают, если:
Договорные споры рассматривает арбитражный суд. Рассмотрим, какие виды споров могут возникнуть между сторонами.
Конфликт в рамках договора с контрагентом не обязательно решать с помощью направления досудебной претензии или подачи искового заявления в суд. Законодательство предусмотрено внесудебные способы мирного урегулирования спора.
Иногда достаточно пригласить независимую сторону, чтобы выработать альтернативное решение конфликта. Такую возможность предоставил закон «О медиации».
Медиацией считается мирное урегулирование споров между контрагентами с приглашением независимого медиатора – специалиста с психологическим образованием. По итогам процедуры стороны заключают медиативное соглашение, которое заверяется у нотариуса. Такой документ имеет юридическую силу, и, если контрагент все равно его не исполняет, с ним можно будет начать исполнительное производство.
Медиация подойдет для разрешения споров, возникающих из договорных отношений (например, контрагент хочет обновить условия сотрудничества) или конфликта с потребителем, который недоволен купленным товаром или заказанной услугой.
Медиация не проводится, если:
Но если судебный процесс уже запущен и до итогового решения еще далеко, можно подать ходатайство о приостановке разбирательства или попросить суд его отложить. По закону дается два месяца на проведение переговоров, в результате стороны или заключают мировое соглашение (тогда можно вернуть 50% от стоимости оплаченной госпошлины).
Стороны выбирают медиацию, если нужно решить конфликт так, чтобы о нем не узнали в СМИ или соцсетях. Медиатор выступает помощником в переговорах, поэтому участники запускают процедуру медиации только на добровольных началах, соблюдая равенство.
Наконец, контрагенты проводят переговоры с помощью медиатора максимум за 60 дней – это законодательное ограничение в случае подачи иска в суд. А если заявления нет, то медиатор помогает решить конфликт до 180 дней. Место проведения переговоров можно выбрать самостоятельно, тогда как на обычном судебном процессе стороны зависят от воли суда и подсудности спора.
Коротко о медиации:
если контрагент все равно не исполняет договоренности, запустите исполнительное производство.
2.Третейский суд.
Еще один вариант решения спора с контрагентом по договору – обращение в третейский суд. Спор можно передать, если в договоре есть специальное условие о подсудности третейскому суду.
Такое судебное учреждение рассматривает иски:
Важно! Третейские суды создают сами компании, так что можно выбрать нужного арбитра и их количество. А расходы по его созданию и оплату труда ложатся на участников судебного процесса. Конфликтующие стороны оплачивают и работу переводчиков и других экспертов.
По итогам третейского разбирательства выносится судебное решение, которое считается обязательным документом. И если один из контрагентов его не исполняет, то второй участник спора может обратиться в арбитражный суд за выдачей исполнительного листа.
А за неисполнение судебного решения в третейском соглашении можно предусмотреть назначение штрафа.
Законом предусмотрено два варианта разрешения договорных споров, рассказываю про них подробнее.
Основной инструмент в урегулировании споров по договору кроме искового заявления – досудебная претензия. Это документ с требованиями к стороне, нарушающей принятые обязательства. Но эти требования нужно обосновать со ссылками на актуальное российское законодательство и приложить доказательства нарушений.
Досудебная претензия – это обязательный документ, без нее арбитражный суд либо оставит заявление без рассмотрения, либо вернет его истцу.
Претензионное письмо направляется контрагенту в том случае, если стороны отдельно указали такое условие в самом договоре. Если претензионный порядок в контракте отсутствует, то и в направлении претензии нет нужды.
Суд будет рассматривать иск после того, как претензионное письмо направят контрагенту:
Претензию составляют в свободной форме, однако нужно указать полные реквизиты участников конфликта. Если компания подает обращение другому юрлицу, то его нужно зафиксировать в журнале исходящих документов и поставить на претензии номер и дату отправления. Рекомендую приложить к претензионному письму чеки или квитанции по договору, первичные акты.
Кроме того, в законодательстве предусмотрено 30 категорий споров, для урегулирования которых направление досудебной претензии – обязательное условие.
Например, сюда относят споры:
По общему правилу контрагент должен дать ответ в течение 10 дней, максимальный срок – 30 дней. Если претензионное письмо игнорируется, истец может подавать заявление в суд, приложив доказательства урегулирования спора в досудебном порядке – достаточно отметки о вручении письма должнику либо электронной переписки. Электронную претензию суд тоже может принять в качестве доказательств мирного урегулирования проблемы.
Рекомендую подавать заявление в суд после того, как истек срок ответа на претензионное письмо. Иначе его могут вернуть истцу, мотивировав тем, что соблюдение этого срока – обязательное условие.
Есть еще ряд нюансов по составлению претензий.
Если конфликт возник по договору между гражданами, то претензию писать необязательно. Можно сразу идти в общий суд.
2. Судебный процесс
Если стороны не пришли к мирному решению конфликта и второй контрагент проигнорировал досудебное претензионное письмо, нужно подавать исковое заявление в суд. Документ составляется в единой форме и письменном виде, можно отправить комплект бумаг с иском и приложениями либо по почте, либо онлайн через систему «Мой арбитр».
Если в договоре нет другого условия, то дело будет рассматриваться по месту нахождения ответчика, но конкретную подсудность можно посмотреть в статьях 35 и 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Также есть отдельные статьи 28 и 29 в Гражданском процессуальном кодексе РФ.
Рекомендую указать максимальные подробности конфликта с контрагентом со всеми расчетами, идеально – приложить всю первичную документацию по спору (чеки, квитанции, акты приема-передачи и счета-фактуры).
Сообщите, что досудебную претензию писали, но контрагент проигнорировал ее требования.
В просительной части пропишите желаемую сумму иска, дополнительно с ответчика можно взыскать расходы на юридические услуги.
В среднем арбитражный суд должен рассмотреть дело за шесть месяцев, но если есть мотивированное решение судьи, то срок увеличивают до девяти месяцев. Дело может переноситься или откладываться, этот период не учитывается.
Если у вас возникли разногласия по договору, если вас обвиняют в нарушении обязательств, обратитесь к грамотному адвокату по договорным спорам. Большинство ситуаций разрешимы в досудебном порядке, что позволит сэкономить время и даже сохранить деловые отношения.
Соблюдение вашей конфиденциальности важно для нас.
По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним вашу информацию.
Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним. От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.
Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления вам рекомендаций относительно наших услуг.
Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Мы не раскрываем полученную от вас информацию третьим лицам.
В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию.
Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.
Комментарии (0)