map-marker г. Москва
ул. Петровка, д. 17, строение 4, 1 подъезд, офис 52
Режим работы
с 10:00 до 19:00
Содержание:
Договорные споры: причины возникновения и процесс урегулирования

Договорные споры: причины возникновения и процесс урегулирования

Дата публикации: 07.04.2021
Последнее изменение: 20.05.2021

Можно ли считать заключение договора гарантией того, что сотрудничество будет идеальным? К сожалению, далеко не всегда. Каким бы подробным не был договор, между сторонами часто возникают споры по поводу исполнения или неисполнения взятых на себя обязательств.

Исковое заявление по уже заключенному договору подается в арбитражный суд. Сегодня в статье я расскажу нюансы договорных споров и расскажу, что нужно сделать предпринимателю для пресечения разногласий с контрагентом или партнером по бизнесу.

Что такое договорные споры

Договорные споры – это разногласия между контрагентами по поводу условий, изменений и расторжений уже текущих соглашений и контрактов. По общим правилам изменить условия действующего договора можно, если стороны об этом договорились и никаких претензий друг к другу нет.

1.1.jpg

Одностороннему изменению договора посвящена статья 450 Гражданского кодекса РФ. Она разрешает изменить условия сделки одному из ее участников, но только через подачу искового заявления в суд.

Иск подается, если:

  • выявлены нарушения контрагентом условий договора (например, вовремя не выполняет обязательство по поставке товара или его оплате);
  • такая возможность указана в законе или текущем договоре.

Если у сторон появились новые обстоятельства, которые позволяют исполнить договор либо расторгнуть его, то стороны заключают дополнительное соглашение (например, в случае форс-мажора через такой документ продлевается аренда помещения) либо расторгают его через суд.

Причины возникновения договорных споров

Чаще всего договорные споры возникают, если:

  • Контрагент неверно понимает условия договора;
  • Либо выполняет принятые обязательства иным способом, не отраженном в соглашении;
  • Участники договора не договорились о сроках выполнения обязательства, при этом заключили договор на неопределенный срок;
  • Обязательство исполняется не в том объеме, который указан;
  • Участники не установили точную стоимость работ или услуг, не уточнили порядок оплаты;
  • Контрагенту были назначены штрафные санкции за просроченные обязательства либо невыполнение работ по договору и он с ними не согласен;
  • Контрагент не согласен с продлением договора или хочет его расторгнуть.

Виды договорных споров

Договорные споры рассматривает арбитражный суд. Рассмотрим, какие виды споров могут возникнуть между сторонами.

  • Взыскание задолженности.
  • Принуждение контрагента к выполнению принятого обязательства.
  • Наложение штрафных санкций, пени, неустойки за недобросовестное исполнение договора.
  • Споры с государственным органом, например, налоговой по отказу в регистрации бизнеса.
  • Расторжение соглашений.
  • Разногласия с налоговым или другим государственным органом по вопросам налогообложения, получения либо лишения лицензий или приостановления деятельности.

Как пресечь возникновение договорных споров

Конфликт в рамках договора с контрагентом не обязательно решать с помощью направления досудебной претензии или подачи искового заявления в суд. Законодательство предусмотрено внесудебные способы мирного урегулирования спора.

  1. Медиация.

Иногда достаточно пригласить независимую сторону, чтобы выработать альтернативное решение конфликта. Такую возможность предоставил закон «О медиации».

Медиацией считается мирное урегулирование споров между контрагентами с приглашением независимого медиатора – специалиста с психологическим образованием. По итогам процедуры стороны заключают медиативное соглашение, которое заверяется у нотариуса. Такой документ имеет юридическую силу, и, если контрагент все равно его не исполняет, с ним можно будет начать исполнительное производство.

Медиация подойдет для разрешения споров, возникающих из договорных отношений (например, контрагент хочет обновить условия сотрудничества) или конфликта с потребителем, который недоволен купленным товаром или заказанной услугой.

Медиация не проводится, если:

  • возник административный спор с ГИБДД, и вы хотите аннулировать назначенный штраф;
  • нужно защитить свои интеллектуальные активы, которые незаконно использует конкурент;
  • вы хотите доказать налоговой, что не должны платить конкретный налог;
  • нужно заключить новый договор с контрагентом, хотя уже прошел суд и есть итоговое решение.

Но если судебный процесс уже запущен и до итогового решения еще далеко, можно подать ходатайство о приостановке разбирательства или попросить суд его отложить. По закону дается два месяца на проведение переговоров, в результате стороны или заключают мировое соглашение (тогда можно вернуть 50% от стоимости оплаченной госпошлины).

Стороны выбирают медиацию, если нужно решить конфликт так, чтобы о нем не узнали в СМИ или соцсетях. Медиатор выступает помощником в переговорах, поэтому участники запускают процедуру медиации только на добровольных началах, соблюдая равенство.

Наконец, контрагенты проводят переговоры с помощью медиатора максимум за 60 дней – это законодательное ограничение в случае подачи иска в суд. А если заявления нет, то медиатор помогает решить конфликт до 180 дней. Место проведения переговоров можно выбрать самостоятельно, тогда как на обычном судебном процессе стороны зависят от воли суда и подсудности спора.

Коротко о медиации:

  • обратитесь к независимому центру медиации и расскажите медиатору о своем конфликте с контрагентом;
  • примите участие в переговорах и найдите совместное решение конфликта;
  • заключите медиативное соглашение. Придется заверить его у нотариуса;

если контрагент все равно не исполняет договоренности, запустите исполнительное производство.

1.2.jpg

      2.Третейский суд.

Еще один вариант решения спора с контрагентом по договору – обращение в третейский суд. Спор можно передать, если в договоре есть специальное условие о подсудности третейскому суду.

Такое судебное учреждение рассматривает иски:

  • по корпоративным конфликтам между учредителями о точной стоимости долей в уставном капитале или акций, причиненном ущербе действиями руководства компании;
  • по договорам поставки, аренды, купли-продажи и другим сделкам между юридическими лицами или компанией и частным лицом;
  • финансового характера между юрлицами;
  • о защите деловой репутации.

Важно! Третейские суды создают сами компании, так что можно выбрать нужного арбитра и их количество. А расходы по его созданию и оплату труда ложатся на участников судебного процесса. Конфликтующие стороны оплачивают и работу переводчиков и других экспертов.

По итогам третейского разбирательства выносится судебное решение, которое считается обязательным документом. И если один из контрагентов его не исполняет, то второй участник спора может обратиться в арбитражный суд за выдачей исполнительного листа.

А за неисполнение судебного решения в третейском соглашении можно предусмотреть назначение штрафа.

Способы урегулирования споров по договору

Законом предусмотрено два варианта разрешения договорных споров, рассказываю про них подробнее.

  1. Досудебная претензия

Основной инструмент в урегулировании споров по договору кроме искового заявления – досудебная претензия. Это документ с требованиями к стороне, нарушающей принятые обязательства. Но эти требования нужно обосновать со ссылками на актуальное российское законодательство и приложить доказательства нарушений.

Досудебная претензия – это обязательный документ, без нее арбитражный суд либо оставит заявление без рассмотрения, либо вернет его истцу.

Претензионное письмо направляется контрагенту в том случае, если стороны отдельно указали такое условие в самом договоре. Если претензионный порядок в контракте отсутствует, то и в направлении претензии нет нужды.

Суд будет рассматривать иск после того, как претензионное письмо направят контрагенту:

  • по почтовым реквизитам, указанным в договоре;
  • по электронной почте, если об этом есть отдельный пункт в соглашении.

Претензию составляют в свободной форме, однако нужно указать полные реквизиты участников конфликта. Если компания подает обращение другому юрлицу, то его нужно зафиксировать в журнале исходящих документов и поставить на претензии номер и дату отправления. Рекомендую приложить к претензионному письму чеки или квитанции по договору, первичные акты.

Кроме того, в законодательстве предусмотрено 30 категорий споров, для урегулирования которых направление досудебной претензии – обязательное условие.

1.3.jpg

Например, сюда относят споры:

  • о взыскании денежных задолженностей по заключенным договорам (включая обращение в коллекторское агентство);
  • о неосновательном обогащении;
  • о замене или возврате некачественного товара;
  • претензию к банку или страховой компании о нарушении условий договора или выплат по страховому случаю;
  • по договору поставки.

По общему правилу контрагент должен дать ответ в течение 10 дней, максимальный срок – 30 дней. Если претензионное письмо игнорируется, истец может подавать заявление в суд, приложив доказательства урегулирования спора в досудебном порядке – достаточно отметки о вручении письма должнику либо электронной переписки. Электронную претензию суд тоже может принять в качестве доказательств мирного урегулирования проблемы.

Рекомендую подавать заявление в суд после того, как истек срок ответа на претензионное письмо. Иначе его могут вернуть истцу, мотивировав тем, что соблюдение этого срока – обязательное условие.

Есть еще ряд нюансов по составлению претензий.

  1. Нельзя подавать претензионное письмо и исковое заявление в разные организации – ответчик должен совпадать, иначе будет сложно доказать нарушения договора. Например, если вы подаете претензию магазину, проверьте его реквизиты. Именно наименование компании (обычно в форме ООО) будет считаться официальным, но не название магазина.
  2. Делайте грамотный расчет и указывайте в иске и претензии одинаковую сумму долга, иначе суд может вернуть заявление обратно истцу.
  3. Проведение переговоров вместо претензионного письма не считается досудебным порядком урегулирования споров, даже если стороны обратились к медиации, но забыли ее указать в основном договоре как преимущественный способ решения конфликтов. Поэтому заранее указывайте претензионный порядок в контракте, а еще рекомендую указать конкретный суд, куда будете подавать заявление в случае возникновения разногласий.
  4. Претензию направляйте либо лично с отметкой на втором экземпляре о вручении, либо по почте ценным письмом с описью вложения всех документов в конверте. Если в последнем случае контрагент уклоняется от вручения, отправляйте письмо по адресу регистрации компании, а его реальное место нахождения определит суд.
  5. Если ошиблись в расчетах долговых требований, ничего страшного в этом нет. В суде можно написать ходатайство, где уточните сумму иска.

Если конфликт возник по договору между гражданами, то претензию писать необязательно. Можно сразу идти в общий суд.

    2. Судебный процесс

Если стороны не пришли к мирному решению конфликта и второй контрагент проигнорировал досудебное претензионное письмо, нужно подавать исковое заявление в суд. Документ составляется в единой форме и письменном виде, можно отправить комплект бумаг с иском и приложениями либо по почте, либо онлайн через систему «Мой арбитр».

Если в договоре нет другого условия, то дело будет рассматриваться по месту нахождения ответчика, но конкретную подсудность можно посмотреть в статьях 35 и 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Также есть отдельные статьи 28 и 29 в Гражданском процессуальном кодексе РФ.

Рекомендую указать максимальные подробности конфликта с контрагентом со всеми расчетами, идеально – приложить всю первичную документацию по спору (чеки, квитанции, акты приема-передачи и счета-фактуры). 

Сообщите, что досудебную претензию писали, но контрагент проигнорировал ее требования.

В просительной части пропишите желаемую сумму иска, дополнительно с ответчика можно взыскать расходы на юридические услуги.

В среднем арбитражный суд должен рассмотреть дело за шесть месяцев, но если есть мотивированное решение судьи, то срок увеличивают до девяти месяцев. Дело может переноситься или откладываться, этот период не учитывается.

Если у вас возникли разногласия по договору, если вас обвиняют в нарушении обязательств, обратитесь к грамотному адвокату по договорным спорам. Большинство ситуаций разрешимы в досудебном порядке, что позволит сэкономить время и даже сохранить деловые отношения.


0

Ответы на частые вопросы

Что делать в случае возникновения договорных споров?
Необходимо попробовать решить спор путем медиации (переговоров). Если согласие не достигнуто, то путем подачи досудебной претензии и последующего обращения в суд с иском.
Как пресечь договорные споры?
Договор должен быть максимально подробным, исчерпывающе конкретизировать порядок исполнения или неисполнения взятых на себя обязательств. Стороны должны обоюдно предпринимать максимум усилий к мирному урегулированию возникающих вопросов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий
Новый коммментарий
Я согласен на обработку персональных данных
Я согласен на обработку персональных данных

Есть вопросы - задайте их мне!

Отправьте заявку и получите первичную консультацию адвоката по экономическим делам по вашему вопросу