Резолютивная часть решения арбитражного суда не всегда соответствует требованиям искового заявления истца или возражения ответчика. Причины разные: отказ от проведения экспертизы, плохая подготовка к заседанию (неполный пакет документов, отсутствие веских доказательств приведенных аргументов) и т.д. Законодательство допускает обжалование решений арбитражного суда первой инстанции путем направления апелляционной жалобы.
Решение обычно содержит информацию о сроках, в рамках которых любая из сторон вправе подать жалобу – это 30 календарных дней с момента вынесения. Время начинает идти со следующего дня с даты составления акта в окончательной форме. Считается, что жалоба подана вовремя, если лицо, инициирующее ее, успело отправить документ в электронной форме или Почтой России до 24.00 в последний день (даже при более позднем получении).
Сроки обжалования устанавливают в зависимости от характера дела:
По истечении указанного в решении периода оно вступает в законную силу. Но и в этом случае есть шансы отмены. На практике встречается масса ситуаций, когда заинтересованная сторона затянула с оформлением жалобы. Например, ответственный сотрудник серьезно заболел, попал в больницу, ухаживал за больным родственником или столкнулся с иными случаями форс-мажора. Иногда сам суд затягивает сроки и слишком долго готовит финальную версию решения.
Сложнее всего добиться рассмотрения жалобы фирмам, зарегистрированным на массовых адресах. Фактический у них обычно не соответствует юридическому, куда поступают все официальные документы, включая исковые заявления, решения судов, исполнительные листы от судебных приставов.
Или затягивает с его отправкой. На все перечисленное ни истец, ни ответчик повлиять фактически не могут (за редким исключением). Поэтому шансы восстановить сроки вполне реально. Главное, чтобы причины пропуска признали уважительными, и с момента вступления решения в законную силу прошло не более полугода. Последнее считают со дня, когда пострадавшая сторона узнала об ущемлении своих интересов.
Согласно нормам Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ заявитель обязан работать по жестко установленной схеме. Всего предусмотрено три шага – апелляция, кассация и надзор. Они логически следуют друг за другом. Исходя из текста ст. 263, 264 АПК РФ суд вправе вынести как определение о возбуждении того же апелляционного производства, так и определение о возврате или оставлении жалобы без движения с уведомлением обеих сторон.
Так, пока решение не вступило в законную силу однозначно подают апелляцию. При просрочке и отказе в восстановлении сроков – кассацию. Если предыдущие варианты не помогли, заявителю остается рассчитывать на надзор. В каждом варианте есть определенные особенности, их следует учитывать при подаче жалобы, это лучше обсудить детали с юристом, имеющим профильный опыт. Это поможет избежать ошибки, второго шанса никто не даст.
Заинтересованное лицо вправе подавать письменное возражение на решения и определения судов первой инстанции. При этом нельзя заявлять новые требования, речь может идти лишь о «старых», изначально присутствовавших в исковом или возражении на него. Приобщить новые документы реально, но придется привести веские основания необходимости их рассмотрения. Вышестоящие суды рассматривают еще не вступившие в законную силу решения нижестоящих.
Процессуальная процедура, нацеленная на проверку вышестоящим судом законности действий и обоснованности выводов нижестоящих судов документов уже вступивших в законную силу. Любое арбитражное производство предполагает подачу кассации в третью по счету инстанцию после суда первой инстанции и апелляционного суда. Рассматривать жалобу будет судебная коллегия субъекта РФ, где рассматривали изначальный иск.
Надзорное производство в арбитражных судах означает повторное рассмотрение уже вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в особом порядке, предусмотренном гл. 36 АПК РФ. Пересмотр дел в порядке надзора представляет собой заключительную стадию, когда иного варианта исправить судебную ошибку уже нет. Например, стороны исчерпали возможности апелляционного и кассационного этапов.
Подавать апелляцию на решения арбитражных судов вправе не только участники спора, но и другие организации или физические лица, чьи права и обязанности те затрагивают. Также право жаловаться есть у прокуроров, в том числе, по делам, в которых они сами не участвовали. Бизнес-омбудсмены вправе обращаться только в случае, если участвовали в суде первой инстанции. Важно учитывать, что на некоторые определения надо жаловаться в сокращенный – 10-дневный срок.
Пленум ВС в Постановлении №12 от 30.06.2020 г. разъясняет, когда вместо апелляции надо сразу подавать кассацию:
Апелляционная жалоба может содержать информацию об одном или нескольких судебных актах первой инстанции. При этом суд вправе выносить решения раздельно. Например, по одному из дел вынести определение о принятии жалобы к производству, а по остальным «оставить без движения». Исключение составляют только акты, вынесенные по делам, касающимся банкротства. Их следует обжаловать каждое по отдельности.
При подаче апелляции желательно избегать типовых ошибок. Например, нет смысла детально излагать обстоятельства дела без акцента на причине появления основания на жалобу. Опытные юристы указывают порядка пяти причин для отмены судебного акта. И ссылаются на конкретные материалы арбитражного дела, действующие нормативы. Важно указать вышестоящему суду, что и по какой причине привело к «ошибочным» выводам суда первой инстанции.
Предлагаем общую схему обжалования решений арбитражных судов первой инстанции. Первое, что необходимо уяснить – обязательным условием является письменная форма и наличие подписи заявителя. Передают жалобу в канцелярию суда лично или отправляют через Почту России. Также допускается подавать ее через электронную систему «Мой арбитр», где предусмотрена электронная цифровая подпись, подтверждающая легитимность обращения.
Теперь подробнее:
В первой указывают наименование суда, контактные данные заявителя, номер обжалуемого дела. Вторая предназначена для описания обстоятельств по делу. В третьей выделяют основания, которые должны стать причиной отмены ранее вынесенного судебного акта. Резолюция отражает текущие притязания сторон. В заключении перечисляют приложенные документы, включая квитанцию по оплате государственной пошлины (без нее дело останется без движения).
Важно учитывать, что в любой части апелляции нельзя выдвигать какие-либо новые требования, изменять основания искового заявления. Без вызова сторон могут рассмотреть апелляцию по спорам в упрощенном порядке или при передаче дела в другой арбитраж. Сроки рассмотрения – 2 месяца с момента получения жалобы с полным комплектом документов. В ряде случаев период может быть пролонгирован председателем арбитражного суда до 6 месяцев.
При оформлении доводов обязательны ссылки на актуальные нормы гражданского и арбитражного законодательства. Важно обосновать нарушения процессуального характера, повлекшие нарушение конкретных прав и интересов. Расплывчатые рассуждения неприемлемы, они приведут к отказу в рассмотрении. И заявитель лишь потеряет время и средства, уплаченные в качестве госпошлины. Помимо подписи, обязательно указывать дату оформления жалобы.
Выше вкратце уже были приведены примеры, когда документы следует подавать в кассацию, а не в апелляционный суд. В общем же случае, это любые вступившие в законную силу судебные акты и те, по которым был получен отказ в восстановлении пропущенных сроков. В зависимости от сути дела законодательство ссылается на ст. 288.1, 291.1-291.15, иные нормы. Они определяют систему рассмотрения апелляционных жалоб, от сроков подачи до результатов рассмотрения.
Важно учитывать обстоятельства:
Отказы касаются и судебных актов, которые еще не обжаловались в апелляционном порядке, если это обязательная процедура. Срок подачи кассационной жалобы – не позже двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного апелляционного суда. Если речь идет о подаче жалобы, минуя апелляцию, каждую ситуацию желательно оценивать отдельно, исходя из существа дела.
Нельзя обжаловать в кассации определения:
Первоочередным желательно учитывать мнение Высшего суда РФ. Так, именно в разъяснениях ВС РФ появилось упоминание о праве обжаловать решения арбитражного суда для лиц, которые не участвовали в судебном процессе первой инстанции. Главное, доказать, что пострадали права или интересы заинтересованного лица, например, связанного экономической деятельностью с одной из сторон искового заявления.
Стоит отметить, что Постановлением №13 был сокращен перечень уважительных причин, которые принимают в качестве довода по восстановлению пропущенного срока. Например, пропал смысл ссылаться на необходимость согласования с вышестоящим лицом внутри компании. Или считать за причину просрочки увольнение ответственного сотрудника, отпуск или больничный, отсутствие штатного юриста.
Постановление апелляционного арбитражного суда вступают в законную силу немедленно. Это необходимая мера для прекращения незаконно открытых исполнительных производств, иных мер, способных усугубить нарушения прав и так пострадавшей стороны. То же относится и к отказу в удовлетворении жалобы. В такой ситуации заявителю придется мириться с действиями истца в соответствии с первоначальным решением суда первой инстанции.
Возможные итоги апелляционного обжалования:
Главное, не перепутать инстанции и основания подачи жалобы. Если сделать ошибку суд вернет ее без рассмотрения или прекратит ранее открытое производство по ней. Недостающие документы при наличии запроса лучше передать в канцелярию суда лично, а не рассчитывать на отправку Почтой России. В некоторых случаях апелляция такие бумаги не принимает и в итоге отказывает в работе по жалобе.
Соблюдение вашей конфиденциальности важно для нас.
По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним вашу информацию.
Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним. От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.
Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления вам рекомендаций относительно наших услуг.
Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Мы не раскрываем полученную от вас информацию третьим лицам.
В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию.
Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.
Комментарии (0)